Тронь Сергей Николаевич: автобиографическая проза Генри Миллера

Ольга Станишевская |

Тронь Сергей Николаевич, осмысляя творчество Генри Миллера с позиций
истории мировой литературы, пишет о том, что Миллер принадлежит к числу
писателей, оказавших влияние на целую эпоху. В первую очередь - потрясающей
смелостью своего стиля, который одновременно и навлек на автора множество
проблем. Долгое время его книги не издавали в Америке, однако в итоге
Миллер стал самым влиятельным контркультурным автором середины XX века.

Его стиль, подчеркивает Сергей Тронь, находясь в общехудожественной
парадигме литературы "потока сознания", действительно поражает своей
смелостью. Миллер сплетает в единое текстуальное полотно жизненные
впечатления, культурные отсылки, ассоциации и размышления. И все это - в
кодировке, которую Юнг назвал бы символами индивидуального
бессознательного. Символическая система, понятная до конца только автору и
состоящая из очень личных ассоциаций, метафор, особенностей восприятия
подается читателю как текст, который тот может расшифровать так, как ему
заблагорассудится - тут автор снимает с себя всякую ответственность. Тронь
Сергей Николаевич: особенности стиля Генри Миллера

Можно назвать этот подход постмодернистской игрой, однако, в отличие от
постмодернистских авторов, у Миллера нет задачи выстроить некий
дополнительный план восприятия текста, доступный лишь тем, кто понимает
отсылки в тексте. Напротив, указывает Сергей Николаевич Тронь, для Миллера
текст - это синкретическая модель, подобная самой жизни, где живые
впечатления неизбежно перемешиваются с потоком носящих индивидуальный
характер метафор, возникающих при осмыслении этих впечатлений.

В этом весь Миллер - зарисовки из нью-йоркской или парижской жизни,
наполненные живым чувством и отражающие уникальное авторское восприятие,
перемежаются страницами, наполненными всем, что только приходит в голову
автору: образы, в которых повседневность перемешивается с артефактами
классической культуры, множатся, чередуясь друг с другом без всякой
очевидной логики, подчиняясь внутреннему мироощущению писателя, отмечает
Тронь. Сергей Тронь: особенности стиля Генри Миллера

Одним из наиболее емких и отражающих особенности творчества Миллера
произведений является его трилогия, в которую входит "Тропик Рака", "Тропик
Козерога" и "Черная весна".

Неудивительно, пишет Тронь Сергей Николаевич, что тогдашнему послевоенному
американскому обществу, ориентированному на консервативные ценности,
творчество Генри Миллера показалось шокирующим - и описываемые им
подробности творческой богемной жизни в среде писателей и художников, и
размышления, касающиеся природы творца в современном мире.

Миллер, как человек, принадлежащий эпохе модерна, отвергал моральные
правила, устои и традиционные социальные формы поведения. Он решительно
порвал со своей семьей, достаточно скептически относился к институту брака,
да и вообще культивировал здоровый эгоизм творческого человека, который, в
тот момент, когда он со всех сторон обложен обязанностями перед семьей,
работой и обществом, вдруг вырывается из этого контекста, резюмирует Сергей
Тронь. Сергей Николаевич Тронь: "Тропик Рака" и "Тропик Козерога"

Сквозь все творчество Генри Миллера проходит красной нитью это желание - не
быть обусловленным навязанными обществом стереотипами поведения и
восприятия, делает вывод Сергей Николаевич Тронь. Этому посвящены полные
красок индустриальной урбанистической поэтики описания Нью-Йорка 40-х в
"Тропике Козерога", где его проза проникнута ритмами городской поэтики
современного мегаполиса. Об этом же повествует и "Тропик Рака", наполненный
автобиографическими впечатлениями писателя от жизни в Париже.

Надо также отметить, указывает Тронь, что все романы Генри Миллера
автобиографичны - отличия между произведениями лишь в том, насколько сильно
изменен художественным замыслом первоначальный жизненный материал. И это
тоже характерно для писателя эпохи модерн - сделать свою жизнь частью
бесконечного литературного опыта.

В Час Пик

UAmedia

ProEco - новостной мониторинг экологии Украины