Шекспировская Украина на венгерской сцене

Выпуск No18, 18 мая-24 мая

Автор Наталья Мессойлиди

Веками человечество не устает удивляться вневременной универсальности
Шекспира.

Валерия Ландарь

В наши дни тот же "Кориолан" вдруг зазвучал так, будто написан специально о
современной Украине и для нее. Бедность и богатство, власть и демократия,
патриотизм и честолюбие, слава и жертвенность - все это о нас, нынешних, о
нашей жизни и нашей новейшей истории. Неудивительно, что шекспировская
трагедия привлекла внимание Национального драматического театра имени Ивана
Франко, а поставленная Дмитрием Богомазовым, - искушенной публики Мадачской
международной театральной встречи (MITEM).

Последняя, шестая встреча собрала в Будапеште театральные коллективы из
Украины, Сербии, Литвы, Германии, Казахстана, России, Дании, Португалии,
Чехии, Франции, Швеции, Словакии. Всю вторую половину апреля и первую
неделю мая на сцене Национального театра Венгрии они показывали свои работы.

На каждой встрече в программе MITEM представлены "спектакли из богатой
украинской театральной жизни". В этом году, информирует популярный
венгерский новостной портал Оrigo, это были "два фантастических украинских
представления" Национального драматического театра имени Ивана Франко:
кроме "Кориолана" - Morituri te salutant ("Идущие на смерть приветствуют
тебя").

kudago.com Morituri te salutant

Представляя и анализируя "две очень разные постановки", автор публикации
все же начинает с современных исторических параллелей. История украинского
народа, пишет Шандор Лайош, - сложна, и еще более сложна политическая
ситуация в Украине. Венгерское государство в своей внешней политике
стремится к сбалансированному отношению со всеми государствами, к тому,
чтобы оставаться нейтральной стороной в международных конфликтах. И хотя
"некоторые шаги невозможно оставить без ответа", Венгрия живо интересуется
историей и культурой соседних народов.

Тем более что информация об этом "в минимальном количестве попадала в
учебные программы живущих в условиях советской оккупации стран". Тому была
своя стратегическая причина, продолжает венгерский публицист: не дай Бог,
узнают угнетенные народы, что их больше связывает, чем разделяет, что у них
общая судьба. В этом отношении, утверждает автор Оrigo, в общем
государственном образовании с тех пор не произошло радикальных изменений. В
учебниках истории подробно рассматриваются события Французской революции
или итальянского Рисорджименто, а соседние народы упоминаются в нескольких
предложениях. Простой венгр больше узнает об истории США из заполонивших
рынок развлечений американских фильмов, чем о какой-либо соседней стране.

Потому Мадачская международная театральная встреча, стремясь представить
выдающиеся достижения всей театральной культуры, особое внимание уделяет
соседним странам, а в них - действующим там национальным театрам. Дмитро
Богомазов, информируют венгерскую театральную публику, кроме Украины, уже
поработал в России, Польше, Франции. С 2017 года он - главный режиссер
Национального драматического театра имени Ивана Франко.

Валерия Ландарь "Кориолан"

В его постановках венгры увидели идейно-политический подтекст, национально-
нравственные искания украинского народа. Украина - молодое государство,
пишет портал, и оно доискивается до своего прошлого, своей идентичности.
Показанное "франковцами" в Будапеште - хороший пример того, как можно это
сделать средствами театра.

Потому, отмечая "развлекающий и согревающий душу спектакль" по новелле
Василя Стефаника, несмотря на свое мрачное название (Morituri te salutant),
публицист уделяет преимущественное внимание другой работе украинского
режиссера Богомазова - спектаклю Coriolanus (Кориолан). Он доказывает,
читаем на Оrigo, что шекспировскую классику можно поставить на сцене во
всей ее масштабности. Но главное, в понимании венгров, то, что в этой
постановке пьеса вызывает совершенно иные ассоциации в Украине, чем в любой
другой части мира, и при этом не отдаляет зрителя от проблематики, а
подготавливает его к собственным размышлениям.

Изменчивость политических отношений - пожалуй, то, что украинский читатель
и зритель в первую очередь выделит для себя в шекспировской трагедии.
Проблема добра и зла в приложении к истории государства и народа не
решается Шекспиром однозначно, упрощенно. Власть и народное
представительство, интересы личности и общества, победа и поражение,
верность долгу и предательство - все это в сложных переплетениях живет в
шекспировской пьесе, которую венгерский исследователь называет загадочной.

Кориолан принадлежит к плеяде мужественных, не ведающих страха
шекспировских воинов-героев (Отелло, Макбет), из-за своей ошибки или вины
заслуживающих осуждения. Единственное, чему нет оправдания, заключает
венгерский исследователь, это измена родине. Так воспринимается украинский
спектакль в Венгрии - стране с собственной, неповторимой линией в
европейской истории. #Наталья Мессойлиди

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в
Telegram

Зеркало недели. Украина

UAmedia

ProEco - новостной мониторинг экологии Украины