Оксана Черкашина: "Немецкий независимый театр отличается от нашего масштабом"

Выпуск No16, 26 апреля-10 мая

Автор Ольга Переверзева

В последние годы в Украине активно развивается "критический театр".

Мачей Черский

О том, насколько важно это направление, - разговор с Оксаной Черкашиной.

Оксана - участница многих независимых театральных проектов, в том числе и
нашумевшего спектакля "Плохие дороги" режиссера Тамары Труновой. Ее
называют одной из самых харизматичных и перспективных украинских актрис. У
нее интересный период работы в Харьковском театре "Прекрасные цветы".
Недавно Оксану пригласили в Киевский театр драмы и комедии. Практически
месяц Черкашина провела в немецкой театральной среде благодаря гранту
проекта европейского театрального союза, и у нее есть свои взгляды и свое
мнение на документальный театр как в Европе, так и в Украине.

Мачей Черский

Человек, который пару раз в год ходит на спектакль, чтобы расслабиться и
"приобщиться к культуре", представляет театр как пространство, где вместо
действительности и правды - красота и условность. Там бездыханная Дездемона
вдруг с улыбкой поднимается на ноги и раскланивается, держа за руку Мавра;
там Джульетта и Ромео после трагического финала бегут за кулисы, а зрители
аплодируют и идут домой. В лучшем случае пережив душевный катарсис и забыв
на вечер о своих проблемах.

Как известно, кроме классического театра давно существует и "другой" театр.
Его называют документальным, политическим, гражданским, социальным. Миссия
такого театра - в обсуждении актуальных проблем общества. Сюжетом могут
служить газетная статья, подслушанные на улице разговоры, политические
плакаты. Во время или после спектакля не только актеры, но и зрители имеют
возможность высказаться, поучаствовать в дискуссии.

Евгений Титов

"Документальный театр" возник в Германии в середине 20-х прошлого века. Его
началом принято считать постановку Эрвина Пискатора "Несмотря ни на что" -
монтаж из речей, газетных статей, листовок, коммунистических воззваний,
которые зачитывали со сцены актеры самодеятельного рабочего театра.

Примерно тогда же в России возник театр-газета "Синяя блуза", в которой
участвовал Владимир Маяковский. Всеволод Мейерхольд тоже экспериментировал
в этом направлении: спектакли, поставленные им с 1920-го по 1930-й ("Зори",
"Алло, говорит Москва", "Даешь Европу"), были реакцией на самые свежие
новости - например, в "Зорях" говорилось о взятии Перекопа уже через четыре
дня после битвы, причем массовку играли зрители. Однако экспериментальная
сцена просуществовала в СССР недолго - до ареста и расстрела Мейерхольда в
1940 году.

Андрей Пастернак

В 50-е в Бразилии прославился режиссер Аугусто Боаль и его "Театр
угнетенных"; театральный метод, созданный Боалем, распространен и сегодня и
применяется для решения социальных конфликтов как род психодрамы.

А в 80-90-е годы документальный театр становится востребованным в Британии
и США. Актуальные темы - война в Персидском заливе, стрельба в школах,
убийства на почве расовой ненависти.

- Политический или критический театр напрямую связан актуальными событиями,
которые происходят в стране. Актер и режиссер берут на себя ответственность
проговаривания табуированных тем. Иногда о таких темах не говорят даже
медиа.

Представьте, что со сцены две актрисы рассказывают зрителям реальные
истории о взяточничестве. В том числе и свои собственные. Так, например,
начинается спектакль "Ресторан "Украина" режиссера Дмитрия Левицкого, где
громкие коррупционные дела последних пяти лет переплетены с личными
историями. Моя партнерша по спектаклю рассказывает о своей учительнице
математики, - та держала дома аквариум, и чтобы получить хорошую оценку,
надо было купить и принести ей рыбок гуппи. А я - как однажды пришла в
поликлинику к травматологу, но вместо консультации меня отправили на
обязательный медосмотр у гинеколога, терапевта и на рентген. К травматологу
в тот же день я точно не успевала. Медсестра с сочувствием подсказала:
дайте в каждом кабинете по десять гривен и попросите, чтобы вам быстро
подписали все бумаги.

В январе и феврале спектакль "Ресторан "Украина" показали в Одессе,
Харькове и Полтаве при финансовой поддержке Антикоррупционной инициативы
ЕС. Еще планируется показ в Киеве весной.

Алиса Волкова

Оксана Черкашина участвовала также еще в других знаковых постановках такого
формата. Первая - украино-польская работа "Мій дід копав. Мій батько копав.
А я не буду" об осмыслении памяти украинского и польского народов через
личные истории. У каждого из пяти актеров была своя тема - например, поляк
говорил о том, как неохотно и даже с опаской ехал в Украину, поскольку
верил, что "украинцы и русские - два сапога пара", и что "во Львове поляков
не любят", и как ему было стыдно за свою предубежденность, когда он
встретился с реальными украинцами. Вторая постановка - спектакль "ДПЮ"
(допризывная подготовка юношей), где наравне с актерами играют волонтеры и
ветераны АТО, рассказывающие о своем опыте жизни на войне и после нее.

Обе премьеры состоялись на фестивале "Гогольфест" - в 2016-м и 2017-м.

- Важная часть политического театра - вовлечение зрителей в процесс.
Поэтому после представления происходит импровизированная дискуссия: всех
присутствующих приглашают поговорить на тему спектакля, поделиться опытом
или точкой зрения. Таким образом, театр становится своеобразной гражданской
платформой, - рассказывает Оксана.

Оксана Черкашина

- Бум независимого театрального сектора начался после Революции
достоинства. Людям, которые впервые по-настоящему осознали себя гражданами,
пришлось заново отвечать себе на базовые вопросы: кто я? чего хочу? как
представляю свое будущее и будущее страны? Общество нуждается в
самоопределении, и независимый критический театр с его способностью
задавать болезненные вопросы помогает процессу.

- Ошибочно считать политику уделом Верховной Рады. Я думаю, что любой
человек, публично высказывающий свои мысли, участвующий в жизни города,
улицы, подписывающий петицию на важную общественную тему, становится
субъектом политической жизни. А когда отдельные очаги активности
консолидируются, возникает гражданское общество, - говорит актриса.

Оксана Черкашина

Благодаря гранту Европейского Союза "Культурные мосты" актриса неделю
работала в театре ArtiSchocken в Нюрнберге, побывала на четырех театрально-
художественных фестивалях в Берлине. И там же познакомилась со своим
кумиром, известным актером и режиссером Мартином Вуттке. Он был важной
фигурой "новой волны" послевоенного немецкого политического театра 60-х,
работал как актер со всеми классиками - Франком Касторфом, Кристофом
Шлингезифом, Рене Поллешем и Хайнером Мюллером.

- Главное отличие немецкого независимого театра от украинского - это
масштаб, - подчеркивает Черкашина. - В Берлине, как говорится, куда ни
плюнь - попадешь в человека искусства. Государственные театры - само собой,
но государство поддерживает и независимую сцену.

Мачей Черский

Например, муниципальные галереи выделяют пространства для спектаклей и
различных перформансов. Острые социальные темы поднимают не только
андеграундные, но и государственные театры. Из примерно 35 спектаклей,
которые я там посмотрела, не было ни одного "просто о любви", "просто о
войне" или еще о каком-то универсальном понятии. Все говорили со мной
посредством спектакля о современном мире, о том, каков он и почему таким
стал. Часто театр приходит на помощь там, где медиа не решаются называть
вещи своими именами, сдерживаемые рамками политкорректности - например, в
теме европейского миграционного кризиса. Театр может достучаться до чувств
и призвать к осмыслению. А в нашем социуме это особенно важно, потому что
очень много табуированных тем: гонения на ромов, права ЛГТБ, домашнее
насилие и так далее.

После поездки в Германию Оксана планирует несколько совместных проектов с
немецкими актерами и режиссерами. В частности, это проект ZeremonieRave
(театрализованное переосмысление ритуалов, связанных с памятью о Второй
мировой войне - от партийных съездов Третьего рейха до празднования Дня
победы), - в нем Оксана выступит режиссером-постановщиком; а еще - летняя
театральная школа в Германии для украинских и немецких студентов
театральных вузов с участием Мартина Вуттке. #Ольга Переверзева

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в
Telegram

Зеркало недели. Украина

UAmedia

ProEco - новостной мониторинг экологии Украины