Басы, баритоны и сопрано - в финале конкурса Крушельницкой

Выпуск No46, 30 ноября-6 декабря

Автор Ольга Стельмашевская

Возрождение Львовской национальной оперой Международного конкурса оперных
певцов имени Соломии Крушельницкой после десятилетней паузы - красноречивое
свидетельство того, что в оперном мире Украины наступили динамические
времена.

Руслан Литвин

Действительно, этот жанр переживает в нашей стране ренессанс: едва ли не
еженедельно происходит нечто знаковое - оперный форум, громкая премьера или
международный конкурс. В пятом конкурсе им. Соломии Крушельницкой был 41
участник, - это оперные певцы и певицы в возрасте до 35 лет из Украины,
Армении, Польши, Беларуси, Венгрии. В финал вышли только украинские
исполнители - басы, баритоны и сопрано. Тенора и меццо-сопрано отсеялись на
предыдущих турах.

Соревнования проходили в три тура. В первом туре участники пели арии в
сопровождении фортепиано, во втором - оркестра. Особенностью конкурса
является то, что в последнем, третьем туре 10 конкурсантов выступали в
операх, которые есть в репертуаре театра, и получили возможность защищать
свою профессиональность как непосредственные герои спектакля. Это
невероятный вызов для молодых оперных певцов и певиц, ведь к спектаклю была
возможность подготовиться только после одной утренней репетиции.

Руслан Литвин

Конкурсантов оценивало первоклассное жюри профессионалов из Австрии,
Украины, Польши, Германии, Словакии и Молдовы: солистка Венской оперы
Виктория Лукьянец (председатель жюри); главный дирижер Львовской
национальной оперы Михаил Дутчак; солист Национальной оперы Украины
Александр Дяченко; заведующий кафедрой оперной академии Национальной оперы
Варшавы, председатель Международного вокального конкурса им. Станислава
Монюшко Беата Клатка (Польша); солистка Львовской национальной оперы
Светлана Мамчур; солистка Польской Королевской оперы Ольга Пасечник
(Украина-Польша); пианист, преподаватель пения, художественный советник
Эйтан Пессен (Германия); главный режиссер Национальной оперы Украины
Анатолий Соловьяненко; главный дирижер Национального театра оперы и балета
Молдовы им. Марии Биешу Андрей Юркевич (Украина-Молдова); директор
агентства ASART Славомир Якубек (Словакия); режиссер, оперный певец Тарас
Ризняк.

Призовой фонд конкурса соответствовал международным стандартам. Гран-при
(10 тыс. долл.) и приз зрительских симпатий получила львовянка Мазур
Марьяна (сопрано) - артистка хора Львовской оперы. Первую премию (5 тыс.
долл. каждая и звание лауреата) получили Чабаранок Роман (бас-баритон) и
Коваль Руслана (сопрано), вторую (2 тыс. долл. каждая и звание лауреата) -
Тишков Владимир (бас) и Литовченко Дарья (сопрано), третью (3 тыс. долл.
каждая и звание лауреата) - Винник Святослав (баритон) и Алексеева Юлия
(сопрано), четвертую (2 тыс. долл. каждая и звание лауреата) - Евдокименко
Игорь и Мельник Виктория (сопрано). Дипломант конкурса - Дробит Степан
(баритон) получил приглашение выступить на сцене Национальной оперы Украины
им. Т.Шевченко и Силезской оперы в г. Битом (Польша). Лашко Виталий
(баритон) получил приглашение выступить в спектакле Львовской национальной
оперы. Специальный приз от члена жюри Эйтана Пессена - участие в вокальных
мастер-классах в городе Душники-Здруй (Польша) в феврале 2020 г. - получил
Святослав Винник.

Руслан Литвин

Член жюри, солистка Польской Королевской оперы Ольга Пасечник говорит:
"После такой большой паузы возродить международное реноме конкурса в
стране, где продолжается война, очень трудно. Поэтому я ценю все усилия,
которые приложили тут, на месте, и организационный комитет, и дирекция
Львовской оперы, и сами артисты, и оркестранты, и дирижеры - все вокруг. В
течение трех дней сыграть, спеть пять опер, практически в полном составе, -
непросто. Где в мире могут себе такое позволить? Ведь это очень дорогое
дело. Здесь это удалось. Другое дело - что мне иногда очень хотелось бы,
чтобы качество всего, что я слышу и вижу, было таким высоким, как этого
достойно это место - Львовская опера. Когда смотришь на этих молодых людей,
видишь, что у них всех есть нечто неповторимое. В течение этих нескольких
дней мы пытались увидеть в каждом то, что его/ее отличает от остальных,
чтобы случайно не прозевать, не упустить из виду настоящего музыканта,
настоящий талант, потому что голос - это еще не все. Голос - это не только
инструмент: надо всегда внимательно слушать, умеем ли этой игрой на этом
инструменте задевать чье-то сердце, привлекать внимание и душу. Публика
часто реагирует на верхний или громкий звуки. Для тех, у кого нет
соответствующего образования, эти внешние вещи, лежащие на поверхности,
играют более важную роль, чем то, какая субстанция есть в этом пении и в
голосе. И я очень рада, что большинство состава жюри пыталось отыскать
музыканта, кого-то, кто мог бы прежде всего своим артистизмом, своим
умением владеть голосом - зацепить. Каждый из лауреатов по-своему является
победителем - для себя. Надо всегда помнить, что конкурс - это конкретный
день, состояние исполнителя, репертуар и время. Иногда звезды складываются
в такой пазл, что сегодня они засветились ярко для того, кто, возможно,
даже не ожидал этого".

Руслан Литвин

Возрождение и проведение Международного конкурса оперных певцов им. Соломии
Крушельницкой на очень высоком организационном уровне, что отметили как
представители международного жюри, так и сами конкурсанты, стало еще одним
реализованным пунктом программы генерального директора, художественного
руководителя Львовской национальной оперы Василия Вовкуна "Украинский
прорыв": "У каждого государства есть свои известные певцы, которыми оно
подчеркивает свою принадлежность к высокому искусству - именно оперному или
классическому. И, конечно, в Украине есть такие известные имена, одно из
них - Соломия Крушельницкая. Певица мирового масштаба, а присвоение ее
имени подчеркивает концептуальность этого Международного конкурса
вокалистов. Мне дважды выпала честь, возможность или, собственно, миссия
восстанавливать этот конкурс: впервые - когда я был в каденции министра
культуры Украины, и сейчас, через 10 лет, когда возглавил Львовскую оперу.
Зная, что этот конкурс должен проходить стабильно, хотя бы каждые три года,
я вновь инициировал разговор о том, что ненормально - пропускать целых 10
лет и не проводить это оперное соревнование. Таким образом мы восстановили
конкурс, и слава Богу!". #Ольга Стельмашевская

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в
Telegram

Зеркало недели. Украина

UAmedia

ProEco - новостной мониторинг экологии Украины